Подписаться на нашу рассылку

E-mail:

Форум

Блоги

Организация платных услуг в бюджетных учреждениях культуры

Во многих учреждениях культуры (парках культуры и отдыха, театрах, зоопарках, музеях, домах культуры) доля средств, полученных от оказания платных услуг, в общем объеме финансового обеспечения составляет значимую величину. Поэтому в данной статье уделим внимание правовым и экономическим аспектам оказания платных услуг учреждениями культуры, а также рассмотрим корреспонденцию счетов для отражения в бюджетном учете операций по приносящей доход деятельности.

Правовые основы оказания платных услуг

При организации и предоставлении платных услуг бюджетные учреждения культуры руководствуются следующими нормативными правовыми актами:

  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 (далее — Основы законодательства о культуре);
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле";
  • Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее — Закон о защите прав потребителей);
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
  • Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 609 (далее — Положение № 609);
  • приказ Минкультуры России от 20.02.2008 № 32 "Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)" и др.

В зависимости от бюджета, из средств которого осуществляется финансовое обеспечение расходов, подведомственности и специфики деятельности учреждения культуры оно руководствуется соответствующими указами и распоряжениями Президента РФ и Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Виды приносящей доход деятельности и перечень оказываемых платных услуг определяются уставом (положением) учреждения и указываются в Разрешении на осуществление приносящей доход деятельности.

Порядок предоставления платных услуг

Следует учесть!

Если учреждение планирует осуществлять платную деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется лицензия, право осуществлять такую деятельность возникает у учреждения с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.

Учреждение культуры самостоятельно определяет перечень платных услуг и сроки их введения. При этом платные услуги не могут быть оказаны учреждением взамен основной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Учреждение также не вправе возмещать расходы, связанные с предоставлением платных услуг, за счет бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение расходов в рамках основной деятельности.

Планируя оказание платных услуг, прежде всего необходимо изучить спрос на них и определить предполагаемый контингент (целевые группы). Для этого следует организовать мониторинг уже существующих на рынке платных услуг, а также предложить новые виды услуг с целью выявления потребностей и предпочтений населения.

Предоставление платных услуг осуществляется на основании договоров, заключаемых порядке, предусмотренном ГК РФ, с организациями различных форм собственности или непосредственно с гражданами. В договоре регламентируются условия и сроки предоставления услуг, их стоимость, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон и т. д. Если услуги предоставляются немедленно, договор может быть заключен в устной форме (п. 2 ст. 159 ГК РФ).

Письменные договоры на оказание платных услуг должны быть завизированы должностными лицами, имеющими соответствующие полномочия. Перечень этих лиц утверждается приказом руководителя учреждения. Руководитель несет ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора по оказанию платных услуг.

Важный нюанс

Чтобы начать приносящую доход деятельность, необходимо должным образом оформить все документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, в числе которых:

  • перечень платных услуг для данного учреждения в соответствии с его уставной деятельностью (при расширении или ином изменении видов платных услуг, оказываемых учреждением, в этот перечень могут быть внесены изменения в установленном порядке);
  • Разрешение на осуществление приносящей доход деятельности;
  • положение "О порядке и условиях предоставления платных услуг";
  • приказ директора учреждения об организации работы по оказанию платных услуг;
  • положение "О порядке оплаты труда работников, занятых оказанием платных услуг".

Рассмотрим, какие взаимные обязательства возникают у учреждения, предоставляющего платные услуги, и у потребителей данных услуг.

Учреждение обязано своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, соответствующую требованиям ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Эта информация должна находиться в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать:

Следует учесть!

Расчеты наличными денежными средствами за предоставленные услуги производятся с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) либо бланков строгой отчетности, утвержденных в установленном порядке. При расчетах с потребителем услуг учреждения культуры должны руководствоваться следующими документами:

  • Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";
  • Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40;
  • Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П;
  • указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" и др.
  • сведения о местонахождении учреждения (месте государственной регистрации);
  • режим работы;
  • перечень услуг, оказываемых бесплатно;
  • перечень основных видов платных услуг, условия их предоставления и получения;
  • образцы типовых договоров, квитанций, билетов и других документов, удостоверяющих исполнение и оплату услуг;
  • прейскуранты на платные услуги;
  • порядок и формы оплаты потребителем услуг;
  • сведения о льготах, предусмотренных для отдельных категорий потребителей;
  • сведения об органе по защите прав потребителей.
Потребители, пользующиеся платными услугами, также имеют обязанности, которые включают:
  • оплату стоимости предоставляемой услуги (согласно расценкам, утвержденным в Перечне платных услуг);
  • выполнение требований, предусмотренных договором.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору учреждение и потребитель услуг несут ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством. Претензии и споры, возникающие между потребителем и учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за организацией и качеством платных услуг, а также за соблюдением дисциплины цен осуществляют в пределах своей компетенции подразделения администрации муниципального образования и другие государственные органы власти и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления возложены данные функции.

Определение стоимости и цены платных услуг

В соответствии со ст. 52 Основ законодательства о культуре и п. 34 Положения № 609 бюджетные учреждения культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты. Поскольку платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не входят в перечни, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", государственное регулирование цен (тарифов) на них не распространяется.

Следует учесть!

При формировании свободных цен на услуги можно воспользоваться Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики России 06.12.1995 № СИ-484/7-982 (далее - Методические рекомендации). Согласно п. 4.1 Методических рекомендаций свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения заказа и НДС. Однако Методические рекомендации дают лишь общее представление о формировании цен.

Тарифы на платные услуги, предоставляемые населению, рассчитываются специалистами бухгалтерских и экономических служб учреждений культуры самостоятельно на основании калькуляции на каждый вид услуги (себестоимости на единицу услуги).

Цены на платные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями культуры, рассчитываются на основе экономически обоснованной себестоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также возможности развития и совершенствования материальной базы учреждения. Ценовая политика утверждается руководителем учреждения.

Для расчета цены одной единицы платной услуги могут быть использованы различные натуральные и условно-натуральные выражения объемов оказываемых услуг:

  • объем услуг, оказанных в предыдущем периоде;
  • максимально возможный объем услуг, рассчитанный в соответствии с пропускной способностью и техническими характеристиками зданий и территорий учреждений;
  • плановый объем услуг, плановое задание на будущий период.

На формирование цены услуги оказывают влияние такие факторы, как уровень потребительского спроса и уникальность услуг, конкурентоспособность, наличие потенциальных потребителей, особые условия выполнения (срочность, приоритетность, сложность и т. д.), затраты на оказание услуг, срок окупаемости и экономический эффект. Приведем формулу определения цены на платные услуги (Ц):
Ц = С + Пр + НДС,
где С — себестоимость услуги;
Пр — прибыль на услуги;
НДС — налог на добавленную стоимость.




При необходимости учреждение может корректировать уже установленные цены на платные услуги. Это возможно в следующих случаях:

  • изменение объемов реализации платных услуг;
  • изменение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования;
  • изменение суммы налогов и сборов, подлежащих уплате учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • увеличение потребительского спроса;
  • рост (снижение) затрат на оказание услуг, вызванный внешними факторами;
  • изменение системы, форм и размеров оплаты труда работников, занятых оказанием конкретных услуг.

После того как учреждение определит цены предоставляемых услуг, их необходимо утвердить у учредителя или в органе местного самоуправления в установленном законодательством порядке.

Расчет себестоимости платных услуг

Расчет себестоимости платных услуг учреждений культуры производится по калькуляционным статьям за единицу услуги.

Калькуляция осуществляется с учетом материальных и трудовых затрат; накладных расходов; налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством; обоснованной прибыли; требований отраслевых инструкций по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости услуг, нормативных правовых актов Правительства РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Для расчета себестоимости платных услуг используется информация о расходах учреждения в разрезе статей (подстатей) КОСГУ, в частности ст. 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда", 220 "Оплата работ, услуг", 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" с детализирующими их подстатьями.

Для расчета себестоимости платных услуг (С) расходы учреждений культуры делятся на прямые (Рпр) и косвенные (Ркосв):
С = Рпр + Ркосв.

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги и потребляемые в процессе ее оказания.

Рпр = ФОТосн + Носн + Мз + А,
где ФОТосн — оплата труда персонала, оказывающего платную услугу, согласно штатному расписанию;
Носн — начисления на оплату труда (страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМС, взносы по страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
Мз — материальные затраты, в которые включаются расходы на приобретение инвентаря и других расходных материалов, используемых непосредственно в процессе оказания платной услуги;
А — амортизация основных средств, используемых при оказании платной услуги.

Носн и Мз рассчитываются следующим образом:
Носн = ФОТосн х 26,2%; Мз = Р х Ц,
где Р — расход материала (ресурсов), используемого при оказании платной услуги, в натуральных единицах измерения;
Ц — цена за единицу материала (ресурса), используемого при оказании платной услуги.

К прямым могут быть отнесены и другие расходы, если они непосредственно связаны с исполнением услуги, например транспортные.

К косвенным (накладным) расходам относятся те виды затрат, которые необходимы для оказания услуги, но которые нельзя включить в себестоимость платных услуг методом прямого счета:

  • оплата услуг вспомогательного персонала (с учетом страховых взносов);
  • хозяйственные затраты (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, канцелярские товары, инвентарь, оплата транспортных, коммунальных услуг, услуг связи, текущий ремонт оборудования и инвентаря, зданий и сооружений);
  • затраты на командировки и служебные разъезды;
  • прочие затраты, непосредственно не связанные с оказанием услуги.

Величина косвенных расходов определяется по формуле:
Ркосв = ФОТоу + Ноу + Рх + Аз + Рпроч,
где Ркосв — величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость платных услуг;
ФОТоу — оплата труда вспомогательного, прочего обслуживающего, хозяйственного и административно-управленческого персонала;
Ноу — начисления на оплату труда вспомогательного, прочего обслуживающего, хозяйственного и административно-управленческого персонала (страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМС, взносы по страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
Рх — хозяйственные расходы;
Аз — расходы по амортизации зданий, сооружений и других основных средств, непосредственно не связанные с оказанием платных услуг;
Рпроч — прочие расходы.

В себестоимость конкретной платной услуги косвенные расходы могут быть включены пропорционально установленной базе распределения, пропорционально прямым расходам, приходящимся на платную услугу.

Порядок предоставления льгот на платные услуги

При организации платных мероприятий учреждения культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов РФ, — органами государственной власти субъектов РФ, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, — органами местного самоуправления (ст. 52 Основ законодательства о культуре). Так, порядок предоставления льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры утвержден постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 712.

Льготы устанавливаются приказом руководителя учреждения культуры. В приказе отражаются виды и размер льгот, а также условия и время их предоставления, в т. ч. перечень документов, при предъявлении которых предоставляются льготы.

Информация о порядке посещения на льготных условиях платных мероприятий размещается в доступных для посетителей зонах зданий организаций культуры и в средствах массовой информации (п. 2 постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 712).

Бюджетный учет операций по оказанию платных услуг

Порядок отражения операций по оказанию платных услуг регламентирован Инструкцией № 148н. Инструкция предполагает ведение бюджетного учета по методу начисления, при котором доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

Для отражения по методу начисления результатов деятельности на счете 2 401 01 000 "Финансовый результат текущей деятельности учреждения" сопоставляются суммы начисленных доходов учреждения с суммами произведенных расходов. Кредитовый остаток по счету показывает положительный результат от деятельности учреждения, а дебетовый — отрицательный (п. 232 Инструкции № 148н).

Начисление задолженности заказчиков (покупателей) в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и принятые ими платные услуги отражается по дебету счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг" и кредиту счета 2 401 01 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 151 Инструкции № 148н).

Аналитический учет по счету 2 205 03 000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг" ведется в Журнале операций расчетов по доходам либо в Карточке учета средств и расчетов (п. 150 Инструкции № 148н).

Произведенные расходы, формируя фактическую себестоимость платной услуги, отражаются по дебету счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)" (п. 76 Инструкции № 148н).

Аналитический учет по счету 2 106 04 000 "Изготовление материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)" ведется в Многографной карточке в разрезе видов (кодов) затрат по каждому виду производимой готовой продукции, оказываемой услуге (работе) (п. 74 Инструкции № 148н).

Средства, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются на счете 2 201 01 000 "Денежные средства учреждения на счетах". Учет операций по движению средств на счете 2 201 01 000 ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов (п. 98 Инструкции № 148н).

Отражение платных услуг в бюджетном учете

Зачастую первичными документами по учету доходов в учреждениях культуры, например в музеях, галереях, театрах, филармониях, зоопарках и других, являются бланки строгой отчетности (билеты, абонементы), на основании которых осуществляются расчеты с посетителями.

Исходя из этого, рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете хозяйственных операций по оказанию платных услуг в соответствии с требованиями Инструкции № 148н на примере продаж театральных билетов.

Театральные билеты (абонементы), находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет, учитываются как бланки строгой отчетности на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности". Их учет ведется в условной оценке: 1 бланк — 1 руб.

Аналитический учет по счету ведется в Книге учета бланков строгой отчетности по видам, сериям и номерам, а также по местам их хранения с указанием даты получения и выдачи бланков строгой отчетности, количества и стоимости. На основании данных по приходу и расходу выводится остаток бланков строгой отчетности на конец месяца.

С целью получения полной информации о состоянии бланков строгой отчетности из данных бюджетного учета рекомендуем к забалансовому счету 03 "Бланки строгой отчетности" ввести аналитические счета:

  • 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";
  • 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете";
  • 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации";
  • 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению".

Введение указанных аналитических счетов отражается в учетной политике учреждения для целей бюджетного учета, утвержденной приказом руководителя.

Операции по реализации билетов отражаются в бюджетном учете следующими записями:

Пример

С целью получения дополнительных доходов учреждение культуры реализует посетителям сувенирную продукцию (открытки, календари, буклеты и т. д.). Реализация сувенирной продукции осуществляется по цене, утвержденной приказом руководителя, включая наценку на стоимость сувениров, по которой они были приобретены или изготовлены.

Реализация учреждением открыток, изготовленных в типографии, отражается в бюджетном учете следующими записями: